Выбор решения и установка систем автономного энергоснабжения для парусной лодки: солнечных панелей, ветро-, гидрогенераторов, инверторных дизельных или бензогенераторов. Умные многофунциональные зарядные устройства с мониторингом состояния батарей.
Чтобы аккумуляторные батареи на судне прослужили долго, желательно не давать им разряжаться меньше, чем на 50%. В большинстве случаев, для зарядки аккумуляторов в море, т.е, вдали от берегового питания, используется штатный генератор двигателя. Например, при суточном расходе 100 Ач, вам придется гонять двигатель по 6 часов в сутки и более. Двигатель шумный, расходует больше топлива, не стоит забывать и про износ мотора и его моточасы. Разберем возможные альтернативы.
Это могут быть солнечные панели, гидро- и ветрогенераторы, бензо- или дизельные генераторы.
В некоторых случаях заметное уменьшение времени зарядки аккумуляторов может дать замена зарядного устройства, а снизить расход и контролировать потребление электроэнергии поможет наш "умный" контроллер.
Обзор возможных источников энергии на борту
1. Солнечные панели
Один из самых простых, но эффективных источников альтернативной энергии, позволяющий круизерам получать около 200 Вт с одного квадратного метра. Панели бывают гибкие (тонкопленочные) и жесткие, причем последние постепенно вытесняют жесткие. По гибким панелям можно ходить, их легче крепить, можно использовать по необходимости: вынес и положил на палубу. КПД современных тонкопленочных панелей где-то в районе 19%.
Жесткие панели требуют аккуратного обращения, т.к. они весьма хрупкие, их нужно жестко крепить, для чего придется продумывать и варить конструкцию в виде арок, стоек, креплений на поручни и т.п. В числе их плюсов — более низкая цена и вдвое больший срок службы.
Для использовании энергии солнца, помимо панелей понадобится контроллер, а при необходимости получения 220 В — еще и инвертор.
Нужно понимать, что максимально эффективными солнечные панели будут в регионах с большим количеством солнечных дней в году, а размещать их нужно так, чтобы минимизировать нахождение панелей в тени.
2. Гидрогенераторы
Буксируемая водяная турбина, в случае когда яхта на ходу, — может служить неплохим альтернативным источником электроэнергии. Сам генератор крепится на корме, а турбина (вертушка) на расстоянии 20—30 метров буксируется на длинном конце. Могут отдавать от 200 Вт на скорости порядка 6 узлов, что сравнимо с комплектом солнечных батарей. Дорогие генераторы могут обеспечивать уже 500 Вт и более.
Есть модификации со сменным винтом, позволяющие использовать генератор в двух режимах: как гидро- и ветрогенератор.
Для круизных яхт, совершающих длинные переходы может оказаться вполне актуальным.